Курс лекций и семинаров по теме «Социалистический реализм и его наследие» в Гамбургском университете

Project

Project Details

Description

Научный и учебно-методический задел по проекту: курс разработан на основе индивидуальных исследований его автора, результаты которых представлены в двух индивидуальных и одной коллективной монографии под редакцией автора курса, а также в ряде статей, опубликованных им в изданиях, индексируемых базами данных SCOPUS, WoS и РИНЦ; методика преподавания опробована в рамках курса «Тоталитарная эстетика и ее трансформации: СССР и постсоветское время», входящего в магистерскую программу Кафедры истории русской литературы.
Выбор принимающей организации осуществлен по инициативе самой принимающей организации – Гамбургского университета, с которым СПбГУ связывает долголетнее научное и педагогическое сотрудничество. Принимающий ученый – д.ф.н., профессор института славистики Гамбургского университета, управляющий директор Отделения языкознания, литературоведения и медиальных исследований Роберт Ходель (Robert Hodel), помимо прочих научных интересов, специализируется на истории русской литературы ХХ века и является одним из ведущих немецкий исследователей русской литературы этого периода.
Проф. Ходель входит в редколлегии следующих журналов и изданий: Slavonica (Манчестер, Scopus SourceID 5600156254, Quartile 4), Annales Pont (Копер, Словения), Dositejev vrt. Godišnjak Zadužbine „Dositej Obradović“ (Белград), Književni magazin (Белград), Književne novine (Белград), Letopis Matice Srpske (Нови-Сад), Novi izraz (Сераево), Prace Filologiczne (Варшава), Slavica Gandensia (The International Review of the Belgian Centre for Slav Studies, Гент), «Текст и традиция» (Институт русской академии наук (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, РИНЦ), Труды РАШ (РГГУ, Москва).

Layman's description

Проект был реализован в Гамбургском университете в рамках программы академической мобильности, носил образовательный характер и был посвящен двум аспектам изучения истории отечественной культуры: исследованию эстетики социалистического реализма в перспективе «новой риторики» и влиянию «конспирологии» на советские литературу и кино. Основы «новой риторики» заложили в 1950-е – 1960-е годы К. Берк, Х. Перельман, Л. Ольбрехтс-Тытека, В. Бут. В отличие от «старой риторики», предполагающей осмысленное убеждение с помощью разветвленной системы особых приемов, «новая риторика» ориентирована еще и на неосознанные процессы, сопровождающие любой акт коммуникации, а, следовательно, на самоубеждение и формирование новой идентичности. Рассматриваемое в этой перспективе художественное произведение предстает как риторический акт, который навязывает аудитории фикциональную реальность, конструируемую автором произведения. Одна из задач образовательного цикла состояла в том, чтобы познакомить студентов с принципами анализа, основанного на методиках «новой риторики», на материале ряда произведений соцреализма. Другой важный аспект, затрагиваемый в образовательном цикле, как уже говорилось, был связан «конспирологией» («теорией заговора»). «Теория заговора» – это особый способ объяснения социальных процессов, осмысление которого стало актуальным после его критики К. Поппером в 1940-е годы. Как особе знание конспирология предполагает веру в скрытую зловредную деятельность групп или индивидов с целью контролировать других людей, вплоть до изменения существующего порядка, как социального, так в некоторых случаях и биологического. Оно основано на принципе экстериоризации зла, приписываемого воображаемым «чужим». Ему свойственна безоговорочная телеология и холизм, не оставляющие шансов проявлениям случайности и совпадениям. Ключевым для него является понятие тайны, притом что эта тайна общеизвестна. В некоторых историко-культурных ситуациях конспирологическое знание становится фундаментом государственной политики. В отечественной истории таким временем оказались 1930-е – 1950-е годы. В рамках цикла студенты знакомились с тем, как советская конспирологическая «доктрина» отражалась в отечественных литературе и кинематографе. По просьбе принимающей стороны в лице профессора Р. Ходеля рассмотрение упомянутых выше феноменов и методик было распространено на ситуацию в современной литературе и кино.

Key findings for the project

Проект был реализован в Гамбургском университете по приглашению проф. Роберта Ходеля, директора литературоведческих исследований в области славистики на отделении языка, литературы и медиа факультета гуманитарных Института славистика (Prof. Dr. Pobert Hodel, Universität Hamburg, Fakultät für Geisteswissenschafte, Fachbereich Sprache, Literatur, Medien II, Institut für Slavistik. Überseering 35, Postfach № 27 22297. Hamburg. Raum: 11074) в рамках программы академической мобильности. Он носил образовательный характер, представлял собой цикл лекций и семинаров, посвященный двум аспектам изучения истории отечественной культуры: исследованию эстетики социалистического реализма в перспективе «новой риторики» и влиянию «конспирологии» на советские литературу и кино.
В рамках проведенных лекций и семинаров, посвященных риторическим аспектам эстетики соцреализма, студенты Гамбургского университета были ознакомлены с риторическими аспектами эстетики социалистического реализма. Подход к этой теме был основан на концепции так называемой «новой риторики», основы которой заложили в 1950-е – 1960-е годы К. Берк, Х. Перельман, Л. Ольбрехтс-Тытека, В. Бут. В отличие от «старой риторики», предполагающей осмысленное убеждение с помощью разветвленной системы особых приемов, «новая риторика» ориентирована еще и на неосознанные процессы, сопровождающие любой акт коммуникации, а, следовательно, на самоубеждение и формирование новой идентичности. Рассматриваемое в этой перспективе художественное произведение предстает как риторический акт, который навязывает аудитории фикциональную реальность, конструируемую автором произведения и, в частности, включающую в себя определенную систему ценностей. Одна из задач образовательного цикла состояла в том, чтобы познакомить студентов с принципами анализа, основанного на методиках «новой риторики», на материале ряда произведений соцреализма. Студенты были ознакомлены и получили возможность попрактиковаться в анализе художественных произведений по данной методике.
Другой важный аспект, затрагиваемый в образовательном цикле был связан «конспирологией» («теорией заговора»). В ходе лекции и семинара студенты познакомились с репрезентациями конспирологических доктрин в отечественном искусстве, как советском, так и современном. «Теория заговора» – это особый способ объяснения социальных процессов, осмысление которого стало актуальным после его критики К. Поппером в 1940-е годы. Как особе знание конспирология предполагает веру в скрытую зловредную деятельность групп или индивидов с целью контролировать других людей, вплоть до изменения существующего порядка, как социального, так в некоторых случаях и биологического. Оно основано на принципе экстериоризации зла, приписываемого воображаемым «чужим». Ему свойственна безоговорочная телеология и холизм, не оставляющие шансов проявлениям случайности и совпадениям. Ключевым для него является понятие тайны, притом что эта тайна общеизвестна. В некоторых историко-культурных ситуациях конспирологическое знание становится фундаментом государственной политики. В отечественной истории таким временем оказались 1930-е – 1950-е годы. В рамках цикла студенты были ознакомлены с тем, как советская конспирологическая «доктрина» отражалась в отечественных литературе и кинематографе.
По просьбе принимающей стороны в лице профессора Р. Ходеля рассмотрение упомянутых выше феноменов и методик было распространено на ситуацию в современной литературе и кино.

В соответствии с планом были проведены лекция и семинар на тему «Риторические аспекты эстетики соцреализма», а также лекция и семинар на тему «Советская литература и “теория заговора”». Помимо этого, по темам лекций проводились индивидуальные консультации и исследовательская работа в университетской библиотеке.

Помимо внутреннего финансирования из источников СПбГУ, Университет Гамбурга предоставил средства на жилье и питание во время пребывания в командировке.
Short titleСоциалистический реализм и его наследие
AcronymExchange 2019_1
StatusFinished
Effective start/end date25/10/198/11/19