Курс лекций "Герменевтика: толкование текста и поиск алгоритма его интерпретации (от философии языка к методу преподавания)»

Project

Project Details

Description

Выбор кафедры англистики Грацского университета имени Карла и Франца обусловлен тем, что ее преподаватели имеют большую историю научной и исследовательской деятельности в области англистики и психолингвистики. Приглашающий профессор Хермина Пенц - ведущий специалист в области методики преподавания иностранного языка, психолингвистики, лингвистики и лингвокультурологии. Проф. Хермина Пенц входит в состав редакционной коллегии журнала Pragmatics and Society (Special Issues), индексируемого в Scopus (ISSN 18789714), имеет значительное количество публикаций в журналах Scopus. Идентификатор автора (Scopus Author ID) - 571 688 72800, индекс Хирша - 1. Доктор Георг Марко - специалист в области лингвистики и анализа дискурса (Scopus Author ID 53564011300), индекс Хирша - 1. Профессор Инеке Меннен – специалист в области прикладной лингвистики и психолингвистики (Scopus Author ID - 6508101842), индекс Хирша - 12.
Выбор кафедры англистики Грацского университета обусловлен значительным совпадением интересов кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ и кафедры англистики в Граце, сходной тематикой исследований, научной работы и лекционных курсов. Кроме того, учебные программы кафедры англистики сходны с теми дисциплинам, которые преподавались в Ланкастерском университете, где я получала степень магистра в области методики преподавания иностранного языка. Подобные сходства в методах и тематике учебных курсов и научных исследований и совместный опыт прочтения лекций без всякого сомнения будут способствовать дальнейшему сотрудничеству кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ и кафедры англистики Грацского университета, с дальнейшим привлечением студентов и аспирантов для возможных исследований и научной работы в СПбГУ. Выбор кафедры англистики Грацского университета также обусловлен тем, что значительная часть предлагаемого лекционного курса содержит материал о научной деятельности австрийских лингвистов и философов, в частности Л. Витгентшейна, что имеет достаточный потенциал для усовершенствования и расширения материалов курса.
Научный задел, связанный с данным лекционным курсом, включает в себя научные и учебно-методические публикации, среди которых см. Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017 (входит в базу данных Scopus, Web of Science, Core Collection); Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)); «Дискурс СМИ, к вопросу о методологии». Вопросы когнитивной лингвистики». Тамбов, 2018 (входит в базу данных Scopus). См. также монографии, в том числе на английском языке, cм. Щербак Н.Ф. «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: Точки соприкосновения и тенденции развития» (Чехов, 2017); монографию Щербак Н. Ф. «Феномен чтения, языковые игры и интерпретации». Чехов: ЦОиНК, 2018; монографию - учебное пособие Shcherbak N. «Pearl Fishers: Anglophone and post-colonial literature”. Чехов, 2018; монографию «Рассекая волны. Из истории английской и американской литературы (Чехов, 2017); статьи Scherbak N. “Correlation of the ethical and the aesthetic in the process of scientific paradigm change: art and text interpretation». Вестник Академии русского балета им. А.И. Вагановой. №2, 2018. С. 153-164); Scherbak, N. Despair by Vladimir Nabokov: play of doubles, mirrors and meanings as manifestation of the artistic self and creation. Вестник Академии Русского балета им. А.И. Вагановой, № 4, 2018; принято к печати), посвященных соотношению философских и лингвистических теорий при анализе художественного текста и произведений англоязычных авторов.
Планируемый курс лекций «Герменевтика: толкование текста и поиск алгоритма его интерпретации (от философии языка к методам преподавания)» был неоднократно прочтен в СПбГУ студентам-бакалаврам и студентам-магистрам направления «Вариативность английского языка» в рамках курса лекций «Основные тенденции развития психолингвистических, лингвистических, литературоведческих исследований», издан в качестве раздела монографии «Основные тенденции развития лингвистических, литературоведческих учений».
Мой профессиональный преподавательский опыт составляет 22 года, включающий окончание магистратуры по специальности «Методика преподавания иностранного языка» (1995, Ланкастер, Великобритания), опыт работы в Шеффилдском Университете (Великобритания) в качестве преподавателя русского языка (2001-2002), защиту кандидатской диссертации в СПбГУ (специальность «Германские языки», анализ англоязычных художественных текстов). За последнее время были успешно прочитаны лекции по художественной литературе в Лозаннском университете, Швейцария (выполненная в рамках программы развития СПбГУ); успешно прочитан курс лекций в университете имени Павла Джозефа Шафарика (Словакия) на кафедре английских и американских исследований, проведена видео запись сходного по содержанию курса лекций «Герменевтика, толкования текста или в поисках алгоритма его интерпретации», организованного в рамках Открытого Философского Факультета (запись и трансляция для более широкой аудитории), что показало значительный интерес к данной тематике и ее мотивирующую ценность.

Layman's description

Курс лекций по теме «Герменевтика и философия языка, тенденции и перспективы развития» включал в себя чтение лекций и проведение совместных семинаров с преподавателями и студентами по темам «Герменевтика и философия языка, этапы развития», «Прагматика молчания», «Религия и игры ума: З. Гиппиус и Д. Мережковский», «Владимир Набоков и рассказ Terra Incognita, алгоритм создания символического языка и проблема преодоления времени», «Тема детства в советской литературе», то есть охватывал темы, связанные с актуальными вопросами литературоведение и языкознания. Подобный подход дал возможность оценить те критерии, по которым современный курс для студентов западной университета и СПбГУ можно считать максимально востребованным и актуальным. Лекции были прочитаны с максимальным участием слушающей аудитории и обсуждением проблематики. Презентации включали в себя видео-материалы, а также дополнительные материалы, и максимальное количество информации об истории вопроса. Интересным ракурсом стали обсуждения о влиянии немецкой философии, учений ученых лингвистов, уроженцев Австрии, на развитие российской лингвистики и литературоведения. Подробно обсуждались различные взгляды на методы преподавания в СПбГУ и австрийских университетах, были найдены сходные черты развития и основные отличия.

Key findings for the project

Приглашение было получено от кафедр славистики и англистики. Результатом чтения лекций стало написание и издание статей и монографии, посвященных вопросам герменевтики, англоязычного и русского литературоведения:Щербак Н.Ф. «Трансцендентность знака (теория знака в работах Павла Флоренского), Литературно-философский журнал «Топос». Ноябрь, 2018. Одним из результатов проекта стал запланированный приезд коллеги из Грацкого Университета И.Йандл в СПбГУ по сходной программе мобильности (в апреле 2019 года), а также, предположительно, мое участие в конференции «Поколение, Травма, Нарратив», проводимой в городе Галль (Германия) - июнь 2019, профессор И.Йандл является ко-организатором данной конференции. Подана заявка на участие в конференции, с целью презентации мною приглашенного доклада и дальнейшего сотрудничества.

Short titleКурс лекций "Герменевтика: толкование текста и поиск алгоритма его интерпретации (от философии языка к методу преподавания)»
AcronymIMP ERASMUS 2018
StatusFinished
Effective start/end date25/11/186/12/18