Курс лекций в Университете Авейру в рамках программы Erasmus+

Project

Project Details

Description

Выбор Университета Авейру (Авейрусского Университета), кафедры иностранных языков и культур обусловлен тем, что ее преподаватели имеют длительную историю научной работы в области междисциплинарных исследований, объединяя лингвистические, литературоведческие исследования и исследований различных языков и культур. Профессор Мария Кристина Каррингтон - специалист в области лингвистики, литературы и гендерных исследований. Профессор Мария Тереса Роберто – специалист в области английского языка, лингвистики, методики преподавания иностранного языка (Scopus Author Id – 49864527900, индекс Хирша – 1), проф. Дэвид Каллахан занимается исследованиями в области пост-колониальной литературы (Scopus Author ID – 38161414000. Индекс Хирша – 2) , проф. Антони Дэвид Баркер – специалист по нарратологии, проф. Марина Хабенская Куото Дос Сантос - специалист по русскому языку и литературе, и им, без сомнения, будут интересны подходы к литературоведческим, лингвистическим, психолингвистическим исследованиям, разработанные в СПбГУ. Выбор Университета Авейру (Авейрусского Университета), кафедры иностранных языков и культур обусловлен традицией пост-колониальных исследований, которым посвящены отдельные лекции предлагаемого курса. Данная тема хорошо разработана в Португалии по географическим и историческим причинам, что будет способствовать значительному дополнению к материалам курса.
Среди раннее опубликованных мною работ, которые относятся к методическому заделу по данной тематике, см. Щербак Н.Ф, «Дыхание звука или акустическая алхимия», Новое Литературное Обозрение, № 6, 2017 (входит в базу данных Scopus, Web of Science, Core Collection), Щербак Н.Ф, Лаврова С.В. «Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. «Ада» Владимира Набокова и Новая музыка», Вестник С-Петербургского Университета, искусствоведения, № 2, 2015. С. 19-33 (входит в базу данных Scopus)), «Дискурс СМИ, к вопросу о методологии». Вопросы когнитивной лингвистики». Тамбов, 2018 (входит в базу данных Scopus); монографии, в том числе на английском языке, cм. Щербак Н.Ф. «Немного тени на желтом песке. Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие учения: Точки соприкосновения и тенденции развития» (Чехов, 2017); Щербак Н. Ф. «Феномен чтения, языковые игры и интерпретации». Чехов: ЦОиНК, 2018; монография «Pearl Fishers: Anglophone and post-colonial literature”. Чехов, 2018; монография «Рассекая волны. Из истории английской и американской литературы (Чехов, 2017); статьи Scherbak N. “Correlation of the ethical and the aesthetic in the process of scientific paradigm change: art and text interpretation». Вестник Академии русского балета им. А.И. Вагановой. №2, 2018. С. 153-164). Данные научные и методические работы посвящены тем тенденциям, которые проявляются в творчестве писателей и характерны для творческой и научной деятельности авторов, которые имеют общий философский и культурологический фон. В частности, проведенные исследования в области литературоведческих тенденций показывают основные направления развития нарратива XX века, а именно появление анти-нарративных практик, которые помогают проследить структурно-семантические особенности реализации различных, одновременно существующих пространственно-временных субсистем, изучить феномен создания символического языка, словесных экспериментов в поле прозаического текста. При изучении современного нарратива особое внимание уделяется понятиям «стиля» и «формы». Меняется понимание «нормы», нарушаются причинно-следственные связи в тексте. Схожие тенденции выявляются при анализе лингвистических и психолингвистических теорий, к примеру, языковая норма не является больше единственной (появляются исследования диалектов), различие между обучающимися и их личностными характеристиками становится отправным пунктом развития психолингвистики и когнитивной лингвистики, понятие антропоцентричности становится ключевым.
Планируемый курс лекций о смене научной парадигмы был неоднократно прочитан в СПбГУ, студентам-бакалаврам и студентам-магистрам направления «Вариативность английского языка». Лекционный курс издан в качестве монографии «Основные тенденции развития лингвистических, литературоведческих, психолингвистических теорий». Предполагаемое чтение лекций в Авейрусском Университете, семинары и обсуждения с коллегами и студентами позволят выявить дополнительные сферы соприкосновения и тенденции развития современных исследований в указанных областях.

Layman's description

Проект включал в себя чтение лекций по теме «Основные тенденции развития психолингвистических, лингвистических, литературоведческих исследований», планировалось написание статей и монографии, посвященных основным тенденциям развития литературоведческих и лингвистических исследований, проведение совместных презентаций. Курс лекций и проведение совместных семинаров с преподавателями и студентами прошли по темам «Англо-язычная женская проза», «Феминизм и гендерные исследования», «Теория перевода», «Кино-адаптации известных литературных произведений русской классики», "Современные тенденции развития психолингвистических, лингвистических, литературоведческих исследований". Данная тематика позволяла подтвердить гипотезы, изложенные в ранних исследованиях, обсудить, каким образом происходит развитие научной и эстетической парадигмы, каким образом современное литературоведение уступает место новым тенденциям в его развитии, например, теории пост-колониальных исследований.

Key findings for the project

Приглашение было получено от профессора кафедры языков и культур Марины Сантос. Было привлвечено внешнее финансирование из ресурсов ЕС по сходным программам мобильности. Результатами исследований стали публикации и выступления на конференциях (в том числе на Культурном международном форуме): Щербак Н.Ф. «Антуан Экзюпери». Монография, планируется к печати 2019; Щербак Н.Ф. «Сердце соткано из огня. Пост-колониальная литература и теоретические исследования». Литературно-философский журнал «Топос». Ноябрь, 2018; Щербак Н.Ф. Город на дне океана. Литературно-философский журнал «Топос». Ноябрь, 2018; Щербак Н.Ф. «Методика развития навыков чтения на иностранном языке, инновации и традиция». Доклад на Международном конгрессе «Новые технологии в искусстве и образовании» в рамках VII С-Петербургского Культурного Форума. 15-17 ноября 2018, Академия Русского Балета имени А. Вагановой. Результатом поездки стало запланированное посещение СПбГУ студентов из университета Авейро.

Short titleКурс лекций «Современные лингвистические, психолингвистические, литературоведческие исследования, точки соприкосновения и тенденции развития: смена научной парадигмы»
AcronymIMP ERASMUS 2018
StatusFinished
Effective start/end date28/10/183/11/18