Activities per year
Project Details
Description
Наши цели – расширение существующих на данный момент в этой области представлений и прояснение природы нейропластических изменений, практически мгновенно возникающих в ответ на предъявление новых речевых стимулов в процессе их освоения детьми и взрослыми.
Онтогенетические аспекты усвоения новых слов будут изучаться на детях, чей возраст не выходит за пределы критического для овладения языком периода.
Помимо установления механизмов вербального научения, одной из основных целей является уточнение мозговых основ хранения и обработки вербальной информации как таковой – посредством оценки работы задействованных в этом процессе структур, временной динамики их активации и взаимодействия между различными участками мозга, а также функциональных и анатомических связей между ними, – с выходом на установление потенциальных причинно-следственных связей.
Layman's description
1. В серии исследований, направленных на изучение нейрональных механизмов эксплицитной и имплицитной стратегий научения, показана успешность усвоения новых слов с использованием обеих стратегий при более выраженной точности узнавания после эксплицитного научения. При этом обнаружена взаимосвязь величин вызванного потенциала (ВП) и точности ответов испытуемых с использованием обеих стратегий, свидетельствующая в пользу различия их мозговых механизмов: имплицитное научение соответствует более ранним этапам когнитивной переработки стимула, а эксплицитное - поздним. В отношении роли артикуляторной программы на усвоение новых понятий в интервале около 350-450 мс результаты анализа реакций головного мозга не показали значимых эффектов по типу обучения, что также может свидетельствовать об успешной интеграции слов, усвоенных в каждом из них.
2. ЭЭГ-исследование лексико-семантического характера усвоения новых понятий позволило выявить связанное с обучением изменение динамики ВП, проявляющееся в виде увеличения амплитуды, что вероятно, отражает формирование и активацию полных лексико-семантических контуров памяти для слов.
3. Серия исследований механизмов изменения эффективности вербального научения, вызванного влиянием транскраниальной электрической стимуляции мозга, была расширена на основании комбинирования использовании методов ТЭС и ЭЭГ высокой плотности. Анализ полученных ЭЭГ-данных позволил обнаружить различные паттерны нейрональной активации вследствие применения анодного и плацебо протоколов стимуляции, свидетельствующее о возможности непосредственного влияния ТЭС на активность нейронов в языковых областях мозга.
Key findings for the stage (in detail)
1) престижный международный грант по проекту Erasmus+ «Integrated Track in Brain and Cognitive Sciences» («Интегрированный трек в области мозга и когнитивных наук») (договор от 14.01.2020 № 2019-2017 / 001-001 (справочный номер проекта 610458-EPP-1-2019-1-FR-EPPKA2-CBHE-JP)), ID гранта 53770608,
2) Грант РФФИ Научное наставничество (Совместно с Образовательным Фондом «Талант и успех»), № 19-313-51016\20 Динамические характеристики функционирования ментальных репрезентаций: нейрональные корреляты создания, модификации и распада концептов и их инвазивная нейромодуляция ID гранта 71177982
Key findings for the stage (summarized)
Обнаруженные временные параметры говорят о том, что эксплицитное научение, по всей видимости, связано с процессами внимания и системой когнитивного контроля, находящими свое отражение в вызванном потенциале Р300, тогда как более ранняя активация при использовании имплицитной стратегии научения предполагает автоматическую обработку слухового сигнала, которая не подвержена прямому влиянию внимания и отражается в ранней активации лексических следов памяти.
Academic ownership of participants (text description)
А.А. Александров – 2%
В.А. Аверьянова – 2%
Е.А. Андрющенко – 5%
Е.Н. Блинова – 5%
Е.Д. Благовещенский – 11%
М.Ю. Васильева – 2%
Д.С. Гнедых – 4%
Т.Е. Исаева – 5%
А.С. Кирсанов – 5%
В.М. Князева – 2%
С.Н. Костромина – 3%
Д.М. Курмакаева – 4%
К.Г. Мирошник – 3%
Н.А. Мкртычян – 4%
Н.А. Новиковская – 4%
Е.И. Перикова – 11%
М.Г. Филиппова – 4%
А.В. Шаболтас – 2%
О.В. Щербакова – 11%
Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted
Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted
Short title | GZ-2020 |
---|---|
Acronym | Mega_5 - 4 |
Status | Finished |
Effective start/end date | 1/01/20 → 31/12/20 |
Fingerprint
Activities
- 16 Oral presentation
-
Влияние артикуляторных паттернов на освоение новых словоформ родного языка у детей
Вероника Александровна Воскресенская (Speaker), Марина Юрьевна Васильева (Speaker), Вероника Михайловна Князева (Speaker), Александр Алексеевич Александров (Speaker) & Юрий Юрьевич Штыров (Speaker)
10 Dec 2020Activity: Talk types › Oral presentation
-
Does metacognitive regulation of emotions contribute to the understanding of ambiguous texts?
Екатерина Александровна Андрющенко (Keynote speaker) & Ольга Владимировна Щербакова (Speaker)
13 Nov 2020 → 14 Nov 2020Activity: Talk types › Oral presentation
-
Влияние транскраниальной электрической стимуляции зон Брока и Вернике на эксплицитное и имплицитное научение новым словам
Екатерина Игоревна Перикова (Keynote speaker), Евгений Дмитриевич Благовещенский (Speaker), Маргарита Георгиевна Филиппова (Speaker), Ольга Владимировна Щербакова (Speaker), Александр Сергеевич Кирсанов (Speaker), Екатерина Николаевна Блинова (Speaker), Екатерина Александровна Андрющенко (Speaker) & Юрий Юрьевич Штыров (Speaker)
10 Dec 2020Activity: Talk types › Oral presentation