Квантовоэлектродинамические расчеты поправок на отдачу ядра к уровням энергии многозарядных ионов: 2019 г. этап 2

Project

Project Details

Key findings for the project

Развит ab initio метод для расчета без разложения по параметру alpha*Z вклада эффекта отдачи ядра в уровни энергии многозарядных ионов за рамками приближения независимых электронов. В течение первого года разработан КЭД формализм для учета поправки первого порядка по 1/Z к двухэлектронной части эффекта отдачи ядра. В ходе второго года разработан формализм для учета соответствующего вклада в одноэлектронную часть.

Проведены систематические КЭД расчеты эффекта отдачи ядра до первого порядка по 1/Z для энергий связи основного состояния гелиеподобных ионов, а также состояний 1s^2 2s и 1s^2 2p_{1/2} литиеподобных ионов в широком диапазоне Z=5-100. Обнаружено, что расчеты на основе эффективного оператора массового сдвига, справедливого до порядка m/M*(alpha*Z)^4*mc^2, приводят к недооценке данного эффекта. Строгое КЭД рассмотрение до первого порядка по 1/Z дополнено учетом старших корреляционных вкладов, рассчитанных в низшем релятивистском приближении. Аналогичные расчеты выполнены также для основного состояния бороподобных ионов 1s^2 2s^2 2p_{1/2}.

Получены наиболее точные теоретические предсказания для вклада эффекта отдачи ядра в энергии связи и энергии переходов в гелие- и литиеподобных многозарядных ионах. Результаты позволяют определить величину массового сдвига в изотопические сдвиги уровней энергии в рассмотренных системах. Сравнение полученных данных с результатами высокоточных экспериментов, которые запланированы в ближайшем будущем, с одной стороны позволит протестировать развитые непертурбативные методы квантовой электродинамики за рамками картины Фарри, а с другой стороны даст возможность для извлечения из экспериментальных данных значений параметров ядер.

Academic ownership of participants (text description)

Малышев Алексей Владимирович - 100%, нет

Transfer of the full copy of the report to third parties for non-commercial use: permitted/not permitted

не разрешается

Check of the report for improper borrowing in external sources (plagiarism): permitted/not permitted

не разрешается
AcronymRFBR_mol_a_2018 - 2
StatusFinished
Effective start/end date22/07/1910/03/20