Использование цепочки добавленной стоимости для повышения эффективности деятельности медицинских организаций в борьбе с распространением ВИЧ и туберкулеза в РФ / Using the value chain model to increase the efficiency of activities of medical institutions that counteract the spread of HIV/AIDS and tuberculosis in Russia

  • Gilenko, Evgenii (PI)
  • Ivanov, Andrei (CoI)
  • Батуева, Екатерина Максимовна (CoI)
  • Львова, Александра Витальевна (CoI)

Project: Grant fulfilmentTotal grant fulfilment

Project Details

Description

2.1.7.1. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ;

Основная научная проблема, определенный вклад в решение которой должна внести НИР, связана с применением методологии цепочек добавления стоимости (value chain) для стратегического планирования деятельности организаций.
Оригинальная модель цепочки добавления стоимости (VC) (Porter, 1985) дезинтегрирует деятельность организации в совокупность основных видов деятельности, реализуемых в ее подразделениях (стратегических бизнес-единицах, СБЕ) для специфических групп потребителей, и поддерживающих видов деятельности, реализуемых организацией в целом по отношению к своим СБЕ. Основополагающая идея концепции VC, заключающаяся в том, что успешность деятельности организации определяется превышением ценности для потребителя над издержками организации, накопленными в процессе прохождения производимого товара (услуги) через определенные виды деятельности (звенья ЦДС), определяет содержание разработки стратегии организации. С другой стороны, фиксированный перечень видов деятельности (логистика ресурсов, производство, логистика товаров, продажи, постпродажное обслуживание), звеньев VC, позволяет структурировать процесс разработки стратегии. Модель применяется независимо от отраслевой компании, как правило, не раскрывая содержания звена «производство».
В свою очередь модель цепочки добавления стоимости при оказании медицинской помощи (care delivery value chain, CDVC) (Porter&Teisberg, 2006) дезинтегрирует звено «производство» в перечень взаимосвязанных видов деятельности (профилактика, диагностика, подготовка, вмешательство, реабилитация, постлечебное обслуживание), однако не содержит других звеньев VC. С другой стороны, модель CDVC структурирует ценность, создаваемую для потребителя в процессе оказания медицинской услуги в рамках трех компонент: информирование пациента, измерение показателей его состояние здоровья, обеспечение доступа пациента к медицинской услуге.
Таким образом, возникает две научные проблемы:
1) определение возможности объединения двух цепочек добавления стоимости в одну цепочку, содержащую наиболее полный и релевантный рассматриваемой патологии перечень основных видов деятельности, и разработка на основе полученной цепочки методики стратегического планирования деятельности соответствующего СБЕ или клиники в целом;
2) определение универсальности (полноты) списка компонент ценности для потребителя, предложенной в работах М. Портера.
Предварительный анализ академической литературы показал, что среди многочисленных зарубежных академических публикаций (и немногочисленных российских), связанных с цепочкой добавления стоимости, отсутствуют работы по разработке целостной методики ее применения процессе стратегического планирования деятельности организации: идентификация внешнего окружения организации (ее подразделения), анализ внешнего окружения и внутренней среды, использование результатов анализа для разработки стратегии организации. Предполагается, что в рамках НИР этот пробел в значительной степени будет заполнен.
Вторая научная проблема, рассматриваемая в НИР, связана с возможностью применения английского аукциона в сфере государственных закупок в институциональных условиях, характеризующихся относительно высоким уровнем недобросовестного поведения участников (и относительно низким качеством оценки регулирующего воздействия).
Специфика политики РФ в сфере регулирования государственных закупок и особенности соответствующего нормативно-правового регулирования, заключающиеся в масштабном применении аукционной формы размещения заказа, и результаты их воплощения в жизнь, ставят на повестку дня рассмотрение научной проблемы, связанной с возможностью применения аукционов в условиях масштабного распространения недобросовестности участников (Авдашева С.Б. и др., 2020; Berezinets, Ivanov, 2019), под которых в НИР будет пониматься в основном горизонтальная координация (сговор) поставщиков. При этом особенно низка эффективность применения аукционов при закупках медицинских организаций (Гиленко и др., 2021; Иванов, Маллямов, 2020; Горбань и др., 2019) в то время, когда он является для них практически единственным разрешенным методом закупки.

2.1.7.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ, НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;

Как упоминалось выше, основная научная проблема, определенный вклад в решение которой должна внести НИР, связана с применением методологии цепочек добавления стоимости (value chain) для стратегического планирования деятельности организаций.
Усиление турбулентности внешней среды, в которой действуют современные организации и конкурируют их стратегические бизнес-единицы, требует повышения качества стратегического планирования их деятельности и, соответственно, новых методик стратегического планирования. В НИР предлагается определённым способом модифицировать рассматриваемые в настоящее время формализации цепочек добавления стоимости, в рамках которых рассматриваются разные аспекты стратегического планирования, и использовать полученную модель для следующей структуризации процесса стратегического планирования: определение внешней среды объекта планирования, анализ его внешней и внутренней среды, использование результатов анализа для разработки стратегии. В рамках предварительного анализа академической литературы подобного рода исследований обнаружить не удалось.
Кроме того, предварительный анализ показал, что список компонентов ценности для пациента, предложенный М. Портером (Porter&Teisberg, 2006) не является универсальным (Гиленко и др., 2021), что, фактически открывает определенное направление исследований, сфокусированных на определение универсального списка компонент ценности для пациента или обоснование его нерелевантности безотносительно к рассмотрению процесса лечения конкретной нозологии.
Вторая научная проблема, рассматриваемая в НИР, связана с возможностью применения английского аукциона в сфере государственных закупок в институциональных условиях, характеризующихся относительно высоким уровнем недобросовестного поведения участников (и относительно низким качеством оценки регулирующего воздействия).
Решение этой проблемы представляется особенно актуальным для развивающихся стран, для которых период быстрых экономических реформ объективно сопровождается повышением уровня коррупции, что в относительно демократических политических условиях порождает постоянное давление на правительство и провоцирует его на принятие быстрых и жестких мер для решения возникающих проблем. Одной из таких мер, применяемых как в РФ, так и в бывших странах народной демократии, является масштабное применение аукционов (Grega et al, 2019; Ivanov, 2016).
Эффективность применения аукционов в сфере государственных закупок обоснованно подвергается сомнению, однако последние исследования показали, что в ряде случаев (в частности, при закупках региональных СПИД-центров) при закупках лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов все аукционные процедуры характеризуются отсутствием конкуренции и снижения цены (Гиленко и др., 2021).
Применяемый в РФ вид аукциона (английский аукцион) несет в себе ряд атрибутивных рисков, одним из которых является его чувствительность к сговору поставщиков. Принятие решения об участии в горизонтальном сговоре зависит от вероятности разоблачения недобросовестного поведения, которая, в свою очередь, зависит от применяемой процедуры размещения заказа. Как правило, применяемые в международной практике тендерные процедуры, включая аукционные, в обязательном порядке учитывают и стоимостные, и качественные характеристики предложения поставщика (Pacini, 2006; Ballesteros­Pérez et al., 2015), что существенно отличает их от английского ценового аукциона (ценового аукциона с минимальными ограничениями по качеству закупаемого товара), масштабно применяемого в РФ.
Соответственно, последний тип аукционов недостаточно исследован в академической литературе, за исключением работы (Asker, Cantillon, 2008, 69), в которой показано, что при закупке дифференцированной продукции при достаточно общих предположениях для заказчика конкурсы строго предпочтительнее ценовых аукционов.
Масштабное ограничение конкуренции в государственных закупках, в частности, за счет сговора поставщиков, обусловлена относительно низкой раскрываемостью такого рода практики. Предполагается, что в НИР, на основе теоретико-игрового моделирования будет идентифицированы и проверены на большом массиве данных о закупках учреждений, противодействующих распространению ВИЧ и туберкулеза в РФ, необходимые условия, выполнение которых будет позволять достоверно установить факт сговора поставщиков.
Таким образом, приведенные выше аргументы обосновывают значимость решения сформулированных проблем.

2.1.7.3. КОНКРЕТНАЯ ЗАДАЧА В РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ, ЕЕ МАСШТАБ;

Задача НИР состоит в разработке комплекса предложений по повышению эффективности деятельности организаций, препятствующих распространению ВИЧ и туберкулеза в России. В качестве такого рода организаций выступают, в основном, региональные центры по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, туберкулезные диспансеры, санатории и отделения больниц.
Для решения поставленной задачи предполагается:
• аргументированно объединить предложенные М. Портером цепочки VC и CDVC в единую модифицированную цепочку добавления стоимости при оказании медицинской помощи,
• адаптировать модифицированную цепочку для противодействия распространении ВИЧ и туберкулеза (отдельно), предварительно уточнив для данных патологий перечень основных видов медицинской деятельности и перечень компонент ценности для потребителя;
• использовать полученную модифицированную цепочку для увеличения вклада мероприятий по оказанию медицинской помощи в повышение качества медицинской помощи и сокращение издержек оказания медицинских услуг.

2.1.7.4. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, ОБОСНОВАНИЕ ДОСТИЖИМОСТИ
РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ;

Как отмечено выше, основное внимание в НИР будет уделено двум направлениям деятельности рассматриваемых медицинских организаций. В соответствии с ними обосновывается научная новизна поставленной задачи.

1. Происходящее в последнее десятилетие изменение скорости роста заболеваемости, как в области распространения ВИЧ, так и туберкулеза, требует выбора оптимальных методов прогнозирования роста заболеваемости и, соответственно, обращаемости в медицинские организации. Это означает, что прогностическая сила применяемого в настоящее время медицинскими организациями, противодействующими распространению ВИЧ и туберкулеза, долговременного стратегического планирования, основанного на предположении о сохранении линейных (!) трендов, требует адекватной оценки и корректировки. В свою очередь, точность прогнозирования обращаемости оказывает существенное влияние на издержки как медицинских организаций, так и системы здравоохранения в целом, поскольку в рамках противодействия распространению ВИЧ и туберкулеза государство принимает на себя обязательство бесплатного обеспечения больных лекарственными препаратами. Соответственно, повышение качества прогнозирования должно позволить повысить научную обоснованность ежегодных заявок региональных органов на лекарственные препараты для ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом, их государственных заданий и планов-графиков закупок. Достигнутые результаты должны сократить издержки организаций и обеспечить соответствие предложения и спроса на лекарственные препараты.

2. Подавляющее большинство закупок рассматриваемых в НИР организаций происходит путем проведения аукциона. На основе многочисленных публикаций участников НИР в ней будут обобщены предложения по упорядочиванию использования аукционов для закупок медицинских организаций, дополнительно обоснованные для рассматриваемой области оказания медицинских услуг. Существенное влияние на качество приобретаемых товаров и цены их приобретение оказывает сговор поставщиков на торгах. Предполагается, что в НИР будут сформулированы достаточные условия сговора на аукционе, что позволит автоматизировать процесс выявления сговора и повысить вероятность его раскрытия.
Кроме того, на основе анализа больших данных, связанных с закупками рассматриваемых в НИР медицинских организаций за период 2014-2020 гг. и сформулированных достаточных условий сговора, будут оценены масштабы сговора поставщиков на аукционах в рассматриваемой сфере оказания медицинских услуг.

Достижимость решения поставленных задач обосновывается наличием большого научно-практического опыта данного коллектива, с одной стороны, в применении современных теоретико-игровых и количественных методов (в т.ч. на основе «больших данных») для решения практических задач (см. прилагаемый список публикаций и участия в грантовых исследованиях), а с другой стороны, в активном сотрудничестве с медицинскими организациями и анализе их деятельности. В качестве примера последнего необходимо отметить выполнение и успешную защиту четырех проектов слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в здравоохранении», реализуемой в ВШМ СПбГУ в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров (защита – 28.11.2020):
1. «Использование цепочки добавления стоимости для разработки стратегии отделения рентген-хирургических методов диагностики и лечения ГАУЗ МО «Центральная городская клиническая больница г. Реутов»;
2. «Создание сети амбулаторных центров онкологической помощи»;
3. «Открытие Отделения медицинских осмотров в Медицинском центре «СОГАЗ»;
4. «Разработка стратегии развития компании «Герофарм».

В рамках указанных проектов на примере конкретных медицинских организаций была показана ограниченность применения исходной (оригинальной) цепочки добавления стоимости М. Портера на современном этапе и обоснована необходимость её модификации.


2.1.7.5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ;

1. Центральная задача НИР состоит в разработке комплекса предложений по повышению эффективности деятельности организаций, препятствующих распространению ВИЧ и туберкулеза в России.
Решить задачу предполагается, опираясь на методологию цепочек добавления стоимости (Porter, 1985; Porter&Teisberg, 2006). Современные научные исследования, связанные со стратегическим планированием деятельности медицинских организаций, развиваются в рамках парадигмы ценностно (пациенто)-ориентированного здравоохранения (Porter, 2006, Herzlinger, 2003). Из наиболее недавних работ, рассматривающих эту проблематику в целом, заслуживают упоминания, например статья Putera I. (2017) и книга Bindra P. (2018).
В современной академической литературе можно выделить два направления исследований: первое использует в качестве основной модели оригинальную цепочку добавления стоимости, которая рассматривает вопросы формирования стратегии, не раскрывая отраслевой природы бизнеса (например, Zamora, 2016), второе связано с построением цепочек добавления стоимости при оказании медицинской помощи (care delivery value chain, CDVC) в случае различных нозологий и их использовании для повышения качества медицинской услуги. С точки зрения противодействия распространению ВИЧ-инфекции и туберкулеза такого рода цепочки рассматриваются в работах (Rhatigan et al., 2009; Osunyomi&Grobbelaar, 2015; Dubois et al., 2020, etc.).
2. Как отмечалось выше, прогностическая сила применяемого в настоящее время медицинскими организациями, противодействующими распространению ВИЧ и туберкулеза, долговременного стратегического планирования, основанного на предположении о сохранении линейных трендов, требует детальной оценки и, возможно, корректировки.
В настоящее время для построения прогноза более точных прогнозов в рамках анализа динамики временных рядов применяются как классические авторегрессионные методы, хорошо зарекомендовавшие себя на практике, так и подходы, связанные с декомпозицией временных рядов на т.н. «эмпирические моды» в рамках получившего широкое распространение мультимасштабного анализа. Спектр применения соответствующих подходов на сегодняшний момент уже чрезвычайно широк и включает в себя прогнозирования динамики различных экономических и финансовых показателей (Afanasyev et al., 2021; Shao et al., 2017). Поскольку получение информации об обращаемости по исследуемым медицинским заболеваниям возможно на различных временных масштабах, представляется информативным комплексное изучение динамики соответствующих обращений в формате мультимасштабного анализа в целях повышения точности её прогнозирования.
Так, наши предварительные оценки показывают, что применение указанных методов, по сравнению с моделями линейных трендов, позволяют в прямом смысле слова на порядок улучшить точность прогнозирования исследуемых индикаторов.
3. Проблема противодействия сговору рыночных агентов рассматривается в академической литературе, начиная с 1964 г. (Stigler, 1964). Исходя из предположения о максимизации совокупного чистого дохода компаний в отрасли в случае их скоординированных действий, Дж. Стиглер и его последователи рассматривают факторы, влияющие на достижимость, механизм и устойчивость сговора продавцов. Специфика описания сговора в государственных закупках обусловлена формализацией закупочного процесса, связанного, в частности, с допуском поставщиков к рынку госзакупок, ограниченным перечнем методов размещения заказа и прозрачностью проводимых процедур (Albano, 2006), причем эта формализация имеет очевидные страновые особенности. Системные исследования такого рода особенностей для институциональных условий РФ авторам НИР неизвестны, однако следует отметить работу (Подколзина и др., 2015), в которой рассматривается проблема влияния прозрачности процедуры на горизонтальный и вертикальный сговор на российских кейсах. Следует отметить, что на прямую зависимость между прозрачностью закупочных процедур и устойчивостью сговора указывал еще Стиглер (Stigler, 1964, 48).
Значительное внимание в академической литературе уделяется исследованию сформулированных выше проблем в различных процедурах размещения заказа. Так, например, различные механизмы сговора и их устойчивость изучаются в условиях применения конкурсной (Pacini, 2006; Albano, 2006; Ballesteros¬Pérez et al., 2015) и аукционной процедур.
В современных источниках аукционы принято делить на динамические аукционы, которые могут быть как первой (голландский), так и второй (английский) цены, и конвертные аукционы, которые также могут быть первой (в российской практике – запрос котировок) и второй цены (аукцион Викри).
Существенный вклад в теорию аукционов первой цены внесли работы (McAfee, McMillan, 1992; Resendorfer, 2000; Sonin, Lambert-Mogiliansky, 2006). Тем не менее, поскольку аукционы первой цены применяются в РФ только к заказам малого объема, настоящая НИР будет сфокусирована на рассмотрении проблемы сговора в условиях ценового аукциона второй цены, применяемого в РФ. Однако предполагается, что рекомендации по сокращению сферы применения аукционов будут опираться на развития результатов по исследованию ряда скоринговых правил, полученных в работе (Berezinets, Ivanov 2019), причем, как по отношению к сфере государственных закупок, так и государственно-частного партнерства. Результаты исследований аукционов второй цены (Graham, Marshall, 1987; Kovacic et al., 2006) требуют определенной адаптации к практике российских аукционов. В частности, в первой из цитированных статей аукционист наделяется полномочиями несовместимыми с практикой современной эры электронных торговых площадок.
Предполагается, что в НИР на основе теоретико-игрового моделирования будут сформулированы достаточные условия сговора на аукционе, что позволит автоматизировать процесс выявления сговора и повысить вероятность его раскрытия.


2.1.7.6. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ, ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВЕСЬ СРОК
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА;

Таким образом, методы и подходы, предполагаемые к использованию в рамках проведения данной НИР, включают следующие:
• методология модифицированной цепочки добавленной стоимости М. Портера при моделировании деятельности мед. организаций и предоставлении медицинских услуг
• теоретико-игровое моделирование поведения (сговора) поставщиков товаров и услуг в процессе проведения аукционных процедур;
• современные методы эконометрики временных рядов (авторегрессионные модели; методы декомпозиции на основе эмпирических мод и пр.);
• современные алгоритмы машинного обучения (бэггинг, бустинг и пр.) и технологии работы с массивами больших данных (биг-дата).


Общий план работы на весь срок выполнения проекта:

• систематизация академических публикаций по тематике исследования;
• сбор детальной информации об особенностях деятельности региональных центров по борьбе со СПИД и туберкулезом, а также, в целом, о системе противодействия распространению социально опасных заболеваний в РФ;
• разработка и предварительная апробация модели модифицированной цепочки создания ценности при оказании медицинской помощи;
• сбор и обработка информации об обращаемости и закупках лекарственных препаратов для лечения туберкулеза и СПИД в РФ (в формате «больших данных»);
• разработка методических указаний по применению построенных моделей и разработанных подходов;
• апробация окончательных результатов перед научной общественностью.



2.1.7.7. ИМЕЮЩИЙСЯ У КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НАУЧНЫЙ ЗАДЕЛ ПО ПРОЕКТУ (В
ДАННОМ ПУНКТЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТЕКСТОВОЕ ОПИСАНИЕ ЗАДЕЛА). СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ИМЕЮЩИЕСЯ ПУБЛИКАЦИИ УКАЗЫВАЮТСЯ В П.2.1.15;

Руководитель проекта, Гиленко Е.В.

1. За последние 5 лет – более 20 публикаций в ведущих российских и международных журналах (в том числе, из списка ABS) с применением современных количественных методов и технологий работы с “большими” данными.

2. Участие в реализации 5 грантов за последние 5 лет (см. приложение), поддержанных РНФ (2 гранта; исполнитель), РФФИ (1 грант; исполнитель), СПбГУ (2 гранта; руководитель и исполнитель).

3. Преподавание курсов “Econometrics”, “Quantitative Methods for Market and Policy Research”, “Econometric Methods for Regional Market and Policy Analysis”, “Machine Learning” и др., реализуемых в ВШМ СПбГУ (с 2013 г. по настоящее время).

4. Опыт научного руководства выпускными квалификационными работами студентов (бакалавриантов и магистрантов) с применением современных количественных методов.


Исполнитель проекта, Иванов А.Е.

1. За последние 8 лет – более 30 публикаций по тематике недобросовестного поведения в сфере государственных закупок (наиболее важные указаны в отдельном файле, прилагаемом к заявке), в том числе, по:

- моделированию поведения поставщиков в условиях проведения аукционной и конкурсной процедуры;
- разработке концепции и алгоритма расширенной антикоррупционной экспертизы;
- разработке концепции и алгоритма расширенной оценке регулирующего воздействия;
- типологии агентских моделей коррупционного поведения;
- сравнительному анализу государственных и государственно-корпоративных закупок.

2. Участие в реализации 3 грантов за последние 5 лет (см. приложение): 1 грант - руководитель (от Аппарата Представителя Президента РФ), 2 гранта - исполнитель (Минтранс РФ и СПбГУ).

3. Руководство дополнительной образовательной программе «Менеджмент в здравоохранении»», реализуемой в ВШМ СПбГУ (с 2008/09 учебного года по настоящее время), в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.

4. Опыт презентации результатов исследований (в первую очередь, по проблемам коррупции, сговора) на престижных международных конференциях (International Public Procurement Conference (biennale), Annual Conference of International Research Society in Public management, Апрельская конференция по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ, Октябрьская конференция по развивающимся рынкам ВШМ СПбГУ), в том числе, в сфере здравоохранения (Annual Conference of Global Educators Network for Health Care Innovation Education).

5. Участие в рабочей группе по оценке эффективности реализации государственных программ в Санкт-Петербурге. Экспертные заключения по подпрограмме 2 «Повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг в Санкт-Петербурге» и подпрограмме 3 «Повышение эффективности подготовки управленческих кадров» государственной программы Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге».

6. Опыт научного руководства выпускными квалификационными работами на бакалаврских программах, магистерскими диссертациями и выпускными аттестационными проектами на программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в здравоохранении» по тематике противодействия коррупции и сговору поставщиков на торгах.


Исполнитель проекта, Батуева Е.М.

1. Выпускная квалификационная работа (2020 г.) “Современные подходы к прогнозированию возникновения новых случаев ВИЧ в Российской Федерации” (защищена на «отлично А»)
2. Практика в ГКУЗ ПК «Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (2019-2020, г. Пермь, РФ).
3. 2 научные публикации.


Исполнитель проекта, Львова А.В.

1. Магистерская диссертация (2021) “Application of A+B bidding in road construction”.
2. Практика работы по торгам с поставщиками в дорожном строительстве (ООО «Архэнергосетьсервис» с 2012 г.)
3. 1 научная публикация
2.1.7.8. ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ВЕСЬ ПЕРИОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА;

Июнь-сентябрь 2021 г.
- систематизация академических публикаций по тематике исследования;
- сбор детальной информации об особенностях деятельности региональных центров по борьбе со СПИД и туберкулезом, а также, в целом, о системе противодействия распространению социально опасных заболеваний в РФ;
- сбор первичной эмпирической информации (в т.ч. с использованием технологий «больших данных»);
- участие во всероссийском семинаре по исследованиям государственных закупок Южного Федерального университета с докладом «Идентификация сговора поставщиков на аукционах с незначительным снижением цены».

Октябрь-декабрь 2021 г.
- Разработка модифицированной цепочки добавления стоимости для оказания медицинской помощи в рамках противодействия распространению ВИЧ и туберкулеза;
- Представление промежуточных результатов исследования на 8-й Международной научной конференции «Развивающиеся рынки-2021» (GSOM EMC 2021), ВШМ СПбГУ:
а) 8 октября 2021 г.: доклад «Big data application to collusion detection in electronic auctions for Russian AIDS-centers» (рабочее название);
б) 9 октября 2021 г.: Научный семинар «Применение модифицированной цепочки добавления стоимости для повышения эффективности деятельности медицинских организаций» (рабочее название);
- Подготовка промежуточного отчета по выполнению НИР.

Январь-март 2021 г.
- Сбор данных о результатах закупок региональных Центров СПИД и учреждений системы противодействия распространению туберкулеза;
- Формирование пула отраслевых экспертов и оценка ими гипотез о наличии и отсутствии сговора в конкретных закупках;
- Использование систематизированной информации для разработки эконометрической модели идентификации сговора;
- Совершенствование теоретико-игровой модели сговора сторон в английском аукционе;
- Подготовка рукописей заявленных научных статей.


Март-май 2022 г.
- Разработка методических указаний по построению модифицированной цепочки добавления стоимости и применению построенных моделей идентификации сговора на аукционах;
- Рассмотрение возможности распространения результатов на деятельность медицинских организаций в целом;
- Представление промежуточных результатов исследования на ХХIII Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (Москва, НИУ ВШЭ, апрель 2022 г.);
- Проведение научного семинара ВШМ (круглый стол) «Использование цепочки добавления стоимости для стратегического планирования деятельности медицинских организаций»
- Доработка построенных моделей с учетом полученной обратной связи в результате их апробации;
- Подготовка финального отчета по проекту.
Short titleГосударственное и муниципальное управление
AcronymMNG_2021-2022
StatusActive
Effective start/end date15/06/211/06/22