Изучение эволюции пространственно-временных представлений западноевропейских художников в Китае в XVII – XVIII вв.

  • Березкин, Андрей Владимирович, (PI)

Project

Description

1. Пространство и время – не абстрактные категории, а воплотившиеся в методы и приемы создания художественных произведений, географических карт, схем, планов. Это создает предпосылку для использования при анализе подобного рода источников принципов и конкретных методик, предложенных С. Эджертоном (1975), исходившего из идеи единства пространственно-временных представлений у представителей профессий (художников и медиков, полководцев и инженеров и т.п.), обусловивших научный и технологический прорыв стран Западной Европы в раннее Новое время. Указанное единство, по мнению ученого, обеспечивалось концепцией линейной перспективы. Анализ наследия иезуитов в Китае позволит осуществить проверку гипотезы Эджертона.
2. Имеющийся научный и учебно-методический задел по проекту сложился из многолетнего (с середины 1980-х) чтения курсов по истории культуры, в которых проблематика пространственно-временных представлений занимала ведущее место. В 1996 г. выступил с докладом «Постижение пространства. Запад и Восток: парадокс или ключ к взаимопониманию» на конференции ЮНЕСКО «Содействие межкультурному диалогу стран АТР» (Владивосток, 1996). С тех пор регулярно выступаю с докладами по вопросам активизация визуальных форм мышления на научно-методических конференциях.
3. Выбор в качестве принимающей организации National Taiwan University обусловлен, прежде всего, наличием исследовательской базы (архив, библиотека, коллекции исторического и художественного музея). В 1949 году на Тайвань с континетального Китая были вывезены иезуитские коллекции. Ныне в музеях Тайбея (Taipei’s National Palace Museum, State Museum of History и др.) находится единственное в мире по своей полноте собрание наследия иезуитов в Китае (источники художественные, картографические и документальные на латинском языке). В силу исторически сложившихся обстоятельств это собрание длительное время оставалось вне поля зрения отечественных исследователей.
4. Полученные в результате исследования данные будут опубликованы в двух научных статьях и учебном пособии об эволюция пространственно-временных представлений в цивилизациях Запада и Востока. Собранные материалы буду использованы как в разделах читаемых курсов, так и для создания новых спецкурсов:
- Западноевропейская культура и литература средних веков и эпохи Возрождения, (Темы 1 Введение. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью, 9 Исследования пространственных представлений раннего Нового времени),
- Западноевропейская культура XVII – XVIII вв. (Темы 1 Введение. Научная революция XVII века, 2 Философско-мировоззренческие основания культуры Нового времени),
- История культуры для студентов негуманитарных факультетов (Темы 3 Проблемы исторического времени, 7 Типология и периодизация культуры Возрождения. Исследования пространственных представлений раннего Нового времени)

Layman's description

Со 2 по 31 мая 2018 г. я находился в командировке в г. Тайбэе по программе межвузовского обмена с Национальным Тайваньским университетом (National Taiwan University), выполняя исследовательский проект «Изучение эволюции пространственно-временных представлений западноевропейских художников в Китае в XVII – XVIII вв.»
Выбор в качестве принимающей организации обусловлен, прежде всего, наличием исследовательской базы (архив, библиотека, коллекции исторического и художественного музея). В 1949 году на Тайвань с континетального Китая были вывезены иезуитские коллекции. Ныне в музеях Тайбея (Taipei’s National Palace Museum, State Museum of History и др.) находится единственное в мире по своей полноте собрание наследия иезуитов в Китае (источники художественные, картографические и документальные на латинском языке). В силу исторически сложившихся обстоятельств это собрание длительное время оставалось вне поля зрения отечественных исследователей.
Выполнение проекта оказалось под угрозой срыва: после проведения в 2015 году юбилейной выставки работ Дж. Кастильоне дирекция Национального Дворцового музея с целью лучшей сохранности переместила оригиналы работ художников-иезуитов в запасники музея, организовав выставку электронных интерактивных копий произведений.
1. При посредничестве иностранного отдела Тайваньского университета мы вступили в интенсивную переписку с Дирекцией Национального Дворцового музея о допуске работать в запасниках музея.
2. Совершили поездку на юг страны с целью посещения Южного отделения Дворцового музея в Тайбао, где на временной экспозиции находился ряд важнейших работ Кастильоне.
3. Осмотрели экспозицию важнейших художественных собраний китайской живописи Тайбэя.
4. Плодотворно работали в Научных библиотеках Университета и Дворцового музея над текстами диссертаций о художниках-иезуитах в Китае и редкими опубликованными изданиями.
Полученное от Дирекции Дворцового музея разрешение на посещение запасников музея позволило изучить под руководством научного сотрудника Отдела живописи, графики и каллиграфии д-ра Лины Лин подлинники работ Дж. Кастильоне.

Key findings for the project

Исследование произведений Дж. Кастильоне различных жанров: пейзаж, натюрморт, анималистическая живопись, позволило сделать ряд важнейших наблюдений. Помимо религиозной пропаганды иезуиты познакомили Китай с новыми способами изображения пространства, в т.ч. линейной перспективой. Считалось, что встреченные поначалу с интересом, в итоге, эти новшества оставили китайской общество вполне равнодушным. Более того, полагали, что творчество Дж. Кастильоне (1688-1766) и других иезуитов в Китае, их собственное мировосприятие, по крайней мере, в плане пространственно-временном существенным образом «китаизируется». В композициях изученных натюрмортов нами обнаружены и описаны элементы линейной перспективы, что в значительной степени позволяет скорректировать расхожие представления об отказе художников-иезуитов от европейских достижений в живописи в пользу традиционно китайской.
В изученных нами пейзажах также выявлены элементы светотени, что также можно рассматривать как верность работавших в Китае художников западноевропейским принципам восприятия пространства.
Подтвердилось наше предположение о том, что при анализе подобного рода источников применимы конкретные методики, предложенные С. Эджертоном (1975), исходившим из идеи единства пространственно-временных представлений у представителей профессий (художников и медиков, полководцев и инженеров и т.п.), обусловивших научный и технологический прорыв стран Западной Европы в раннее Новое время. Указанное единство, по мнению ученого, обеспечивалось концепцией линейной перспективы. Анализ наследия иезуитов в Китае подтверждает гипотезу Эджертона.
Изучение этого уникального эпизода сближения культур Запада и Востока позволяет сделать перспективные в научном отношении выводы о специфике восприятия времени и пространства в индустриальном и доиндустриальном обществах.
Эта концепция нашла горячую поддержку со стороны профессора Национального Тайваньского университета Ши (Chih-yu Shih, Department of Political Science).
AcronymExchange 2018
StatusFinished
Effective start/end date2/05/1831/05/18