Диагностические признаки социолингвистической вариативности повседневной русской речи (на материале звукового корпуса): 2018 г. этап 1

Project

Description

Целью проекта является изучение бытовой и профессиональной речи больших социальных групп современного российского города (мужчин и женщин, молодежи, людей среднего и старшего возраста, представителей разных профессий, людей с разным социальным статусом, разного уровня образования и др.).
Речевой материал аннотируется и анализируется на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, с привлечением социологической информации о говорящих.
Исследование 20 социолектов, проведенное ранее, показало, что с точки зрения социолингвистической вариативности все лингвистические признаки можно разделить на три группы: 1) диагностические, по которым наблюдаются статистически значимые различия между социолектами (употребление неологизмов, использование бранной или специальной лексики); 2) инвариантные, в отношении которых все социолекты ведут себя одинаково (что дает основания утверждать, что они отражают некоторые постоянные, универсальные, свойства языка повседневного общения), – это дистрибуция частей речи, наиболее частотные синтаксические структуры, и 3) "потенциально диагностические" признаки, которые показали на проанализированном речевом материале некоторые количественные различия между рассматриваемыми группами, однако степень этих различий не позволяет на настоящий момент считать их статистически достоверными (использование прагматических маркеров/прагматем, лексические особенности профессиональных и статусных групп, доля грамматических ошибок, использование языковой игры, синтаксические нерегулярности речи).
Именно последняя, третья, категория оказалась наиболее многочисленной. Для принятия решения о социолингвистической значимости этих признаков необходимо проведение исследования на большем объеме речевого материала, что является одной из главных задач заявляемого проекта.
Кроме того, необходимо изучение влияния на характеристики языка повседневного общения других важных социологических факторов – уровня образования, уровня речевой компетенции, места рождения и наиболее длительного проживания информанта, не исследованных ранее.
Заявляемый проект предполагает решение следующих основных задач:
1) расширение объема лингвистически аннотированного подкорпуса до 200 тыс. словоупотреблений;
2) проведение исследования речи анализируемых социальных групп на расширенном объеме речевого материала и принятие решений о социолингвистической значимости "потенциально диагностических" признаков в области лексики и грамматики;
3) исследование влияния на речь других социологических факторов (уровня образования и речевой компетенции, места рождения и наиболее длительного проживания;
4) многоаспектное описание социолектов на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Для успешной реализации проекта необходимо расширение объема проаннотированного речевого материала. Это трудоемкая, но вполне осуществимая задача: у научного коллектива имеются для этого все необходимое: современные программные и информационные средства, а также опыт аннотирования и многоаспектного анализа такого сложного лингвистического объекта, каким является устная неподготовленная речь. Все поставленные задачи являются достижимыми, так как для их осуществления имеется главное – аутентичный речевой материал, записанный в условиях естественной повседневной коммуникации от представителей всех анализируемых социальных групп.








Short title__
AcronymRFBR_topic_2018 - 1
StatusFinished
Effective start/end date27/02/181/02/19