Ассимиляция и контраст, обусловленные установкой на основе иллюзий восприятия: 2018 г. этап 3

  • Карпинская, Валерия Юльевна (PI)
  • Ляховецкий, Всеволод Александрович (CoI)

Project

Project Details

Description

Данный проект представлял собой исследование эффектов ассимиляции и контраста, возникающих под влиянием установки, сформированной иллюзией восприятия. Установка, созданная на основе иллюзорных объектов, изучена мало. В основном на материале, полученном при использовании иллюзии Мюллер-Лайера. В рамках исследования использовались другие иллюзии восприятия, которые предположительно имеют отличия в механизме формирования, – такие, как иллюзия Понзо. Эффекты контраста и ассимиляции рассматривались в динамике, проведено сравнение эффектов, возникающих на основе различных иллюзий и при воздействии объектов, имеющих реальные различия. В исследовании использовались иллюзии различных подклассов, а также избирательная активация полушарно локализованных внутренних репрезентаций за счет оценки иллюзий движениями правой и левой руки, изучалась возможность управления «знаком» (контрастный или ассимилятивный эффект) иллюзорной установки. Было проведено исследование влияния установки, сформированной за счет иллюзии или на основе реальных различий между объектами, на решение задачи по различению сигнала, моторную деятельность человека, связанную с ошибками зрения (например, попадание в цель). В рамках данной работы разрабатывались новые методики, позволяющие более детально изучать и установку, и зрительные иллюзии.








Key findings for the project

За все время проекта были получены следующие основные результаты:
1. Установка может вырабатываться не только на основе реальных различий между объектами, но и на основе иллюзии. Эффекты контраста ассимиляции на основе иллюзии схожи с такими эффектами на основе реальных различий: например, если возникает эффект ассимиляции после установочной серии с реально различными объектами, то в серии с иллюзорно различающимися объектами проявляется иллюзия ассимиляции у того же испытуемого.
2. Эффекты контраста и ассимиляции проявляются как при вербальном отчете, так и при необходимости выполнять моторные действия, связанные с восприятием и оценкой иллюзорных объектов
3. Возможен перенос эффектов контраста и ассимиляции при переходе от зрительного восприятия и вербального отчета к моторному ответу.
4. При решении задачи попадания в цель использование в тренировочном процессе мишени иллюзорно меньшего размера приводит к повышению эффективности и большей точности в контрольной серии. Одно из объяснений может быть связано с тем, что в процессе тренировки сформировалась установка на восприятие уменьшенной мишени, и при ликвидации иллюзорной ситуации возникает эффект контраста - мишень кажется больше, что способствует повышению эффективности.
5. Не обнаружено значимого эффекта воздействия физической нагрузки на величину иллюзий при моторной и вербальной оценке.
6. Выявлены отличия при моторной оценке иллюзии Понзо и Мюллер-Лайера в задачах «запоминания» и «воспроизведения» длины отрезков. Величина иллюзии Понзо увеличивается на этапе «воспроизведения», т. е. проявляется ассимилятивный эффект, на этапе «запоминания» иллюзия практически отсутствует, иллюзия Мюллер-Лайера присутствует в двух этапах. Различия на этапе «запоминания» могут быть связаны с разными механизмами формирования этих иллюзий
7. Гравитационная разгрузка приводит к снижению величины иллюзии (но не полному ее отсутствию), вероятно, это может быть связано со снижением уровень активации левого полушария (что характерно для состояния гравитационной разгрузки), что в свою очередь ведет к использованию метрической системы репрезентации, преимущественно связанной с активностью правого полушария. Метрическая система способствует более точной оценке длины линий.
8. Выявлены отличия для вербальной и моторной оценки иллюзий (моторная оценка была более точной по сравнению с вербальной), обнаружена зависимость знака силы иллюзии Понзо от модальности оценки при наличии зрительной обратной связи хорошо согласуется с литературными данными и является аргументом в пользу гипотезы Милнера и Гудэйла о существовании различных зрительных подсистем для восприятия и для действия. (Milner, Goodale, 1985).
За время проекта было проведено более 10 экспериментов, в которых принимали участие 282 человека. Использованы новые методики вербальной и моторной иллюзорных объектов, которые являются оригинальной разработкой авторов проекта, изготовлен оригинальный стимульный материал, специальные модификации известных зрительных иллюзий, для создания необходимого физического состояния применялось специальное оборудование – изготовлена степ-платформа для проведения степ-теста и достижения состояния физического утомления, использовались установки для обеспечения состояния «сухой иммерсии» (гравитационной разгрузки), костюм весовой нагрузки «пингвин» (некоторые исследования проводились совместно с Институтом медико-биологических проблем Российской академии наук (институтом космической биологии и медицины), для предъявления стимулов и обработки результатов использовалось современное компьютерное оборудование, сенсорные экраны, соответствующее программное обеспечение.
Short title__
AcronymRFBR_RFH_mol_2016 - 3
StatusFinished
Effective start/end date8/05/1815/12/18